Противодействие экстремизму

Скажем экстремизму и терроризму - НЕТ

Некоторое время назад в наш лексикон прочно вошло страшное слово «экстремизм». И на данный момент эта тема очень актуальна в нашем обществе и в мире, в целом. Очень важно не попасть под влияние экстремистов и террористов. Ведь многое в этой жизни, зависит от нас самих!

Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.

В основе экстремизма лежит агрессия. Однако это неравнозначные понятия, так как по своей сути любой экстремизм агрессивен, но далеко не каждый случай агрессии равнозначен экстремизму.

Что можно считать экстремистскими действиями?

хулиганство, вандализм, осквернение мест захоронения, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, публичное разжигание национальной или расовой вражды, причинение вреда здоровью и убийство из-за национальной или расовой ненависти, терроризм.

Ответственность за экстремистскую деятельность

Нужно знать и помнить! За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке. 

Почему же именно молодые люди чаще становятся экстремистами? 

В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, отрицанием того, что говорят взрослые, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. Поиск идентичности, попытки «закрепиться в жизни» ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Как не стать жертвой!

В экстремистские и террористические организации подростков вербуют через Интернет. Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.  Наиболее легко вербовке поддаются одинокие люди, ищущие вторую половину; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации.

Что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов!

  1. В первую очередь, ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек!

  2. Не вступайте в непонятные, подозрительные группы! Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней!

  3. Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: "Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай..."

  4. Будьте внимательны, когда к вам "стучится" новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы!

  5. Если Вам пришло сообщение непонятного содержания с незнакомого номера, не отвечайте на него!

  6. Сохраняйте осознанность, понимание, что с вами происходит сейчас. Вырабатывайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем Вы мне это говорите?», «Для чего вам это нужно?».

  7. Не верьте простым и ярким обещаниям.

  8. Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов!

Документы

Методические рекомендации

Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет"

В рамках реализации рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», которые прошли в Совете Федерации 17 апреля 2017 г., были разработаны методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет"

Cписок экстремистских материалов

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Федеральный список экстремистских материалов

Линия помощи «Дети Онлайн»

Всероссийская Линия помощи «Дети Онлайн»

Служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных учреждений

Безопасный Интернет

Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт

Что понимать под термином "Информационная безопасность детей"?

Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Законе № 436-ФЗ от 21.12.2010 г., регулирующем отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. 

Закон № 436-ФЗ содержит также ряд других понятий, связанных с информационной безопасностью детей. Назовем основные. Доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации. 

Зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в т. ч. посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий. 


Информационная продукция - предназначенные для оборота на территории РФ продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, информационно-телекоммуникационных сетей, в т. ч. сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи. Информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Классификация информационной продукции - распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном Законом № 436-ФЗ. 

Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в т. ч. содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с Законом № 436-ФЗ. 

Виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей  Информация порнографического характера - информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в т. ч. совершаемого в отношении животного. 

Натуралистические изображение или описание - изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах. 

Места, доступные для детей, - общественные места, доступ ребенка в которые не запрещен, в т. ч. общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции. 

Оборот информационной продукции - предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в т. ч. распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в т. ч. посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельноговещания,информационнотелекоммуникационных сетей, в т. ч. сети Интернет,и сетей подвижной радиотелефонной связи. 

Законодательство РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, включает также Конституцию РФ,    Хочу такой сайт

Закон № 149-ФЗ, другие федеральные законы и принимаемые в  соответствии с ними нормативные правовые акты. Хочу такой сайт

Какая информация относится к причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей? 

Согласно Закону № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является: 

информация, запрещенная для распространения среди детей;
информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится: 

информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т. ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывающая противоправное поведение;
содержащая нецензурную брань;
содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 

2.     вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т. ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или)  их последствий; 

3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между  мужчиной и женщиной; 

4.  содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной  брани. 

Памятка для родителей по профилактике экстремизма и терроризма

Учитывая рост влияния сети Интернет на все сферы общественной жизни, можно отметить, что данная площадка масштабно используется сторонниками экстремистских и террористических организаций для распространения своей деструктивной и экстремисткой идеологии и осуществления вербовки в свои ряды новых участников. В современном обществе происходит активное проникновение данных технологий во все сферы общественной жизни.

Пропаганда экстремизма и терроризма в сети Интернет - одна из проблем, которая стоит перед современным обществом. Молодежь, как наиболее мобильная и активная часть населения, широко использует социальные сети.

Первостепенная роль в ограждении несовершеннолетних и молодежи от влияния идей экстремизма и терроризма принадлежит родителям. Именно они, родители, должны знать, как и от чего уберечь своих детей!

В целях реализации названных конституционных запретов и выполнения международных обязательств. Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности, к которым законодатель относит, в первую очередь, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280), организацию экстремистского сообщества (ст. 282,1), организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2), финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3).

Кроме того, Кодексом об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность по ст. 20.3 КоАП РФ «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо символики и атрибутики экстремистских организаций, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами», 20.29 КоАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинствa», ст. 20.3.1 КоАП РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

В зависимости от категории совершенного преступления экстремистской направленности, судом уголовное наказание может быть назначено как в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей, так и в виде лишения свободы. Кроме того, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской и террористической деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, работе в образовательных учреждениях, занятию частной детективной и охранной деятельностью.

Как показывает следственно-судебная практика, наиболее уязвимым является подрастающее поколение в возрасте от 14 до 22 лет, когда формируется психика человека и самостоятельной личности.

Как понять, что подросток подвергся вербовке? Признаками участия в деструктивных группах являются следующие факты:

- Стал более агрессивным, жестко делит мир на хороших и плохих, апеллируя расовой нетерпимостью;

- Присутствует низкая самооценка и обостренная потребность в принадлежности к группе;

- Часто затрагивает социально-политические и религиозные темы, в рaзговоре высказывает крайние суждения с признаками нетерпимости;

- Изменил поведение во время спорных дискуссий, стал резко категоричным в спорах;

- Имеется социальная отчужденность, ощущение потери жизненной перспективы и склонность проецировать причины своих неудач на общество;

- В лексиконе появляется специфическая, ненормативная либо жаргонная лексика;

- Обнаруживается резкая смена стиля одежды (предпочтение отдельным брендам, популярным в радикальной среде, нашивки с символикой, характерной для субкультур с экстремисткой идеологией;

- Появляется повышенное увлечение вредными привычками или же яркое их осуждение и резкaя увлеченность спортом (преимущественно силовыми бойцовскими направлениями, аргументируется необходимостью быть «в форме», чтобы осуществлять насилие против представителей других национальностей;

- На компьютере оказывается много разных сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистского содержания (символика запрещенных организаций и т.д.);

- Интернет-псевдонимы, подписки в соцсетях, пароли и т.п. носят националистический характер;

- Подросток стремится к уединению, внезапно ограничивает паролем компьютер, проводит за ним много времени по вопросам, не относящимся к школьному обучению;

Приведем простые правила, которые помогут вам, уважаемые родители, значительно снизить риск попадания ребенка под влияние пропаганды экстремизма:

- Разговаривайте с ребенком! Вы должны знать, с кем ребенок общается, как он проводит время и что его волнует. Помните, что «проповедники» терроризма отлично ориентируются в подростковой психологии и знают, что молодежи тяжело разобраться в паутине мирового социума. Поэтому держите за правило при каждом удобном случае обсуждать с ребенком политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Тем самым вы поможете ребенку понять действительное положение вещей.

- Обеспечьте досуг ребенка! Спортивные секции, школьные кружки по интересам, общественные организации и военно-патриотические клубы являются отличной возможностью для самореализации и самовыражения ребенка, значительно расширят круг его общения.

- Контролируйте информацию, которую получает ребенок! Обращайте внимание, какие передачи он смотрит, какие книги читает, в каких социальных сетях Интернета зарегистрирован и на каких сайтах бывает.

Если вы подозреваете, что подросток попал под влияние экстремизма, действуйте быстро и решительно:

- Не осуждайте категорически увлечение подростка и идеологию его группы! Вместо этого попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно, правильно расставьте приоритеты.

- Начните «контрпропаганду»! Ее основой должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных рас, национальностей и вероисповедания вместе добивались положительных для себя и общества целей.

- Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы,

- Помните, что общение с подростком не должно быть чрезмерно твердым и навязчивым, поскольку такая тактика точно обернется протестом и не достигнет поставленной цели - оградить ребенка от идей экстремизма и помочь ему стать полноценным членом нашего общества.

Уважаемые родители!

Уделяйте внимание своим детям, не дайте им стать орудием экстремистов и террористов! Помните, что в первую очередь от Вас зависит, как сложится дальнейшая жизнь ваших детей!

Защитите своих детей, не дайте им совершить непоправимые поступки!

Рекомендации для родителей по профилактике экстремизма и терроризма среди детей и подростков

Уважаемые родители
 Экстремизм и терроризм — это серьёзные угрозы для современного общества, и, к сожалению, дети и подростки могут оказаться под их влиянием. Важно понимать, что профилактика экстремизма и терроризма — это комплексная задача, требующая совместных усилий семьи, школы, общества и государства. Ваша роль в этом процессе крайне важна.
 Предлагаем вашему вниманию рекомендации, которые помогут вам защитить ваших детей от идеологии насилия и ненависти:

1. Установление доверительных отношений:
 Будьте открыты и доступны для общения. Создайте в семье атмосферу доверия, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно, делясь своими мыслями, чувствами и переживаниями, даже если они кажутся вам странными или неприятными.
 Слушайте и услышьте своего ребенка. Внимательно слушайте то, что он говорит, проявляйте искренний интерес к его мнению, не перебивайте и не осуждайте.
 Проводите время вместе. Регулярно проводите время с ребенком, занимайтесь совместными делами, играйте, гуляйте, обсуждайте интересные темы. Это поможет укрепить ваши отношения и наладить взаимопонимание.
 Проявляйте любовь и заботу. Убедитесь, что ребенок чувствует вашу любовь и поддержку, независимо от его успехов или неудач.
 Интересуйтесь жизнью ребенка в интернете. Узнайте, какие сайты он посещает, с кем общается в социальных сетях, какие группы и сообщества его интересуют.
 2. Формирование критического мышления и ценностных ориентаций:
 Обсуждайте с ребенком события, происходящие в мире. Помогайте ему анализировать информацию, отличать правду от лжи, формировать собственное мнение.
 Развивайте критическое мышление. Учите ребенка задавать вопросы, сомневаться в информации, проверять факты, искать разные точки зрения.
 Обсуждайте с ребенком понятия добра и зла, справедливости и несправедливости. Помогайте ему формировать собственные моральные ценности и убеждения.
 Прививайте ребенку уважение к другим культурам и религиям. Объясняйте,что все люди разные, но все они имеют право на уважение и достойное обращение.
 Поощряйте участие ребенка в социальных и волонтерских проектах. Это поможет ему почувствовать себя частью общества, развить чувство ответственности и сострадания.
 Познакомьте ребёнка с произведениями искусства, литературы и кино, пропагандирующими гуманистические ценности.
 3. Контроль и безопасность:
 Установите правила пользования интернетом и социальными сетями. Объясните ребенку, что в интернете, как и в реальной жизни, существуют правила поведения, которые необходимо соблюдать.
 Научите ребенка распознавать признаки вербовки в экстремистские организации. Объясните, что вербовщики часто используют лесть, манипуляции, обещания легкой жизни и призывы к справедливости.
 Обсудите с ребенком, что делать, если он столкнулся с подозрительной информацией или предложением в интернете. Научите его немедленно сообщать об этом вам или другим доверенным взрослым.
 Регулярно проверяйте телефон и компьютер ребенка. Обращайте внимание на его контакты, переписку, посещаемые сайты и группы в социальных сетях.
 Обращайте внимание на изменения в поведении ребенка. Если он стал замкнутым, раздражительным, агрессивным, проявляет интерес к экстремистской идеологии или отказывается общаться с вами, это может быть признаком того, что он попал под чье-то влияние.
 4. Что должно насторожить в поведении ребенка:
 Появление новых, необычных друзей, с которыми ребенок не знакомит.
 Скрытность, нежелание делиться своими мыслями и чувствами.
 Изменение интересов, потеря интереса к прежним увлечениям.
 Проявление агрессии, злости, ненависти к определенным группам людей.
 Использование в речи экстремистской лексики.
 Интерес к оружию, взрывчатке, военной тематике.
 Посещение сайтов и групп в социальных сетях, пропагандирующих насилие и экстремизм.
 Появление религиозного фанатизма или радикальных политических взглядов.
 Негативное отношение к семье, школе, обществу.
 Пропаганда насилия или дискриминации в отношении определенных групп людей.
 Оправдание террористических актов или других насильственных действий.
 5. Что делать, если вы заметили признаки вовлечения ребенка в экстремистскую деятельность:
 Не паникуйте и не обвиняйте ребенка. Помните, что он, скорее всего, является жертвой манипуляции и нуждается в вашей помощи.
 Поговорите с ребенком спокойно и открыто. Постарайтесь выяснить, что его беспокоит, почему он заинтересовался экстремистской идеологией, кто его в это втянул.
 Обратитесь за помощью к специалистам: психологу, педагогу, социальному работнику, представителям правоохранительных органов.
 Помните, что вашей главной задачей является защита ребёнка от опасного влияния и помощь ему в возвращении к нормальной жизни.
 6. Куда обращаться за помощью:
 психолог и социальный педагог: они могут оказать психологическую помощь ребенку и его семье, а также проинформировать о возможных рисках и мерах профилактики.
 Местные органы управления образованием: они могут предоставить информацию о программах профилактики экстремизма и терроризма, а также оказать методическую помощь педагогам и родителям.
 Правоохранительные органы: они могут оказать помощь в расследовании фактов вербовки в экстремистские организации и привлечь виновных к ответственности.
  Телефон доверия: позвоните на телефон доверия, если вам нужна анонимная консультация или психологическая поддержка.
 Помните, что профилактика экстремизма и терроризма — это наша общая задача. Только совместными усилиями мы сможем защитить наших детей от идеологии насилия и ненависти и построить мирное и безопасное общество

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie